Четырнадцатый Далай-лама, Тэнцзин Гьямцхо, является не только духовным лидером тибетского народа, который считается перерожденным Авалокитешваром, но и автором популярных книг, обладателем Нобелевской премии мира 1989 года и множества почетных докторских степеней и орденов. В своем небольшом интервью Далай-лама рассказал о широкой перспективе, конфликте с Китаем и Тибете.
Вы когда-нибудь испытываете злобу или гнев?
О да, конечно. Ведь я – человек. Проще говоря, если человек никогда не выказывает злость, мне кажется с ним что-то не так. С точки зрения психики.
Как Вы сохраняете веру и оптимизм, несмотря на то, что в мире так много ненависти?
Я смотрю на вещи в широкой перспективе. Конечно, каждый день мы видим проблемы, убийства, террористические акты или скандалы. Но вы ошибаетесь, если думаете, что таков весь мир. Из шести миллиардов людей, лишь небольшая горстка вызывает неприятности.
Изменилась ли роль, которую Вы взяли на себя с тех пор как стали Далай-ламой?
Я стал Далай-ламой не добровольно. Хотелось мне того или нет, мне пришлось изучать буддийскую философию, как и любому послушнику в крупном монастыре. Со временем я осознал свою ответственность. Иногда мне бывает трудно, но когда возникает трудность, это лишь повод лучше послужить миру.
Видите ли Вы возможность мирного решения конфликта с правительством Китая?
Да, такая возможность есть. Но прошлый опыт показывает, что это непросто. Многие чиновники имеют узкий кругозор и не смотрят на картину в целом. Но даже в Китайской народной республике сейчас появляется все больше связей с внешним миром. Все чаще слышатся недовольные голоса в народе, особенно среди интеллигенции. Ситуация изменится, это непременно произойдет.
Как мы можем научить детей отказаться от злости?
Дети всегда берут пример с родителей, а потому родителям нужно быть спокойнее. Вы можете объяснить детям, что мы сталкиваемся со многими проблемами, но реагировать на них нужно, используя спокойствие и здравый смысл. Я всегда считал, что современная система образования уделяет много внимания развитию мозга, но развитие добродушия воспринимается как данность.
Задумывались ли Вы когда-нибудь о другом жизненном пути?
Да, в молодости. Иногда я думал: «Это такая тяжелая ноша. Лучше бы я был неизвестным тибетцем. Тогда у меня было бы больше свободы». Но позже я понял, что мой пост может приносить пользу людям. Сейчас я рад, что я – Далай-лама. В тоже время я никогда не ощущаю себя кем-то особенным. Мы все равны.
Вы скучаете по Тибету?
Да. Тибетская культура не только очень древняя, она еще и многому может научить нас в современном мире. Глядя на проблемы и агрессию, мы понимаем, что тибетская культура полна сострадания и отказа от насилия. Я также скучаю по климату. В сезон муссонов в Индии бывает очень влажно, в эти моменты я особенно сильно скучаю по Тибету.
Что Вы думаете о людях, которые используют религию как повод для насилия и убийств?
Есть невинные, верующие люди, которыми манипулируют те, у кого другие интересы. Этих людей интересует не религия, а власть или деньги. Они манипулируют религиозной верой. В этом случае нужно понимать, что не религия вызывает эти проблемы.
Вы когда-нибудь носили брюки?
Да, когда было очень-очень холодно. И еще в 1959 году, когда я был вынужден покинуть Тибет, я носил брюки, как миряне. Так что у меня есть опыт.
Считаете ли Вы, что Ваше время на Земле было успешным?
Это относительно. Трудно сказать. Жизнь любого человека частично состоит из поражений и частично из успехов.