Сделать «вездеход» из мотоцикла! Снегоход «ЭКСПРОМТ»

Снегоход «Экспромт» сконструирован и изготовлен В. И. Шадриным. Целью автора было создание зимнего «вездехода» из мотоцикла ИЖ с минимумом модернизации для повышения проходимости по заснеженному пути.

В передней части снегохода, получившего название «Экспромт», вместо рулевого колеса установлена сочлененная лыжа. Ее направляющая часть соединена с поворотной вилкой мотоцикла и является управляющей.
Задняя часть лыжи имеет наклонную ось для соединения с передней поворотной частью. Она присоединена к вилке через муфту, а через амортизатор — к раме мотоцикла. В продольном направлении эта часть лыжи неподвижна. Она же является и несущей: на нее передается вес машины и водителя. Благодаря амортизации лыжа обеспечивает мягкость движения по неровностям дороги. Интересно, что снятое переднее колесо не осталось без дела: оно установлено за задним колесом и присоединено к раме мотоцикла маятниковыми растяжками и стержнем-амортизатором.

На оба колеса надета гусеничная лента. Ее натяжение, помимо стержня-амортизатора, обеспечивается натяжным устройством, смонтированным на концах маятниковых рычагов.

Гусеничная лента проходит непосредственно по ободам колес. Внутренняя ее часть из протектора колес автомобиля «ГАЗ-51». Наружный слой — резинотканевая лента толщиной 5...6 мм и шириной 125 мм. Для обеспечения хорошего сцепления со снегом и предотвращения пробуксовки ленты на ее наружной стороне установлены грунтозацепы, изготовленные из листового дюралюминия или нержавеющей стали. Размер уголка грунтозацепа — 25x25 мм.

 

Несколько наклонное расположение колес (см. чертеж) не случайно. Это обеспечивает более высокое удельное давление на задний конец гусеничной ленты, улучшая тем самым сцепление ее с грунтом.

Верхняя часть гусеницы закрывается коробчатым кожухом. Он предохраняет водителя от захватываемого гусеницей снега. Кроме того, на кожухе крепится багажник.
В своем стремлении приспособить обычный мотоцикл для движения по снегу В. И. Шадрин не одинок. За последнее время любителями выполнены различные конструкции, повышающие проходимость мотоцикла. В этом направлении работают А. Светлешов из Куйбышевской области, П. Копляров из Красноярского края и другие. Но, к сожалению, пока еще не найден такой вариант, который при минимальной переделке, наименьшем количестве новых деталей обеспечивал бы желательную проходимость мотоцикла по зимнему бездорожью.

А такая конструкция очень нужна. Многие тысячи мотоциклов в заснеженных районах страны используются, как правило, только в летнее время, то есть всего 2—3 месяца в году. Поэтому мы ждем от наших читателей новых разработок, лучшие из которых будут опубликованы на страницах журнала.
Снегоход «Экспромт»: 1 — двигатель мотоцикла «ИЖ-49», 2 — амортизатор второго колеса, 3 — кожух гусеницы, 4 — переставленное переднее колесо мотоцикла в качестве заднего ведомого, 5 — гусеница, 6 — маятниковая растяжка для крепления ведомого колеса, 7 — косынка для крепления растяжки (приваривается к задней вилке), 8 — амортизатор лыжи, 9 — лыжа (неуправляемая часть), 10 — поворотная втулка, 11 — амортизатор конька, 12 — поворотная часть лыжи — конек.